14.08.2023
Мир: Ни чернила, ни кровь

Мир: Ни чернила, ни кровь (глава из РСС)

Арабы бьются до последнего палестинца. — Куда делись львы? — Итальянцы так просто не умирают. —Пусть историки строят ракеты. — Коммерция делает людей равными (или неравными, но это отдельный разговор)

Одна из проблем интервенционистов — желание совать нос не в свои дела, «чтобы помочь», — приводит к раз­рушению некоторых миротворческих механизмов, которые регулируют наше взаимодействие: сочетание сотрудничества и стратегической враждебности. Как мы увидели в пер­вой части пролога, работу над ошибками никто не делает — за чужие ошибки расплачивается кто-то другой.

Я подозреваю, что, если бы ИНИ и их друзья не вмешива­лись, проблемы вроде израильско-палестинского конфликта давно решились бы—или типа решились бы, но к выгоде обеих сторон, особенно палестинцев. Ко времени выхода этой книги проблема насчитывает семьдесят лет; в одной тесной кухоньке трудится слишком много поваров, и некоторым из них вообще не приходится пробовать собственную стряпню. Я предпола­гаю, что, если оставлять людей в покое, они, как правило, сами решают все проблемы — из практических соображений.

Люди в реальном мире, те, кто ставит шкуру на кон, не слишком интересуются геополитикой и великими аб­страктными принципами: им нужны скорее хлеб на столе, пиво (кое-кто предпочитает безалкогольные ферментиро­ванные напитки вроде йогуртов) в холодильнике, хорошая погода, чтобы поехать всей семьей на пикник. А еще они не хотят, чтобы другие люди их унижали. Вообразите всю абсурдность ситуации: арабские страны побуждают палестинцев воевать за их принципы, при этом арабские монархи сидят в устланных коврами безалкоголь­ных дворцах (с холодильниками, набитыми безалкоголь­ными ферментированными напитками вроде йогуртов), а люди, следующие советам монархов, живут в лагерях для беженцев. Если бы палестинцы успокоились в 1947 году, они жили бы сейчас куда лучше. Но арабы хотели вышвырнуть евреев и новых крестоносцев в Средиземноморье; арабская риторика шла от арабских партий, которые за сотни и тыся­чи миль вещали о «принципах», пока палестинцев переселя­
ли — и они жили в палатках. Потом была война 1948 года.

Норматив

Если бы палестинцы успокоились тогда, ситуация устакани­лась бы. Но нет, речь ведь шла о «принципах». Потом была война 1967 года. Теперь палестинцам кажется, что они будут счастливы, если отвоюют территории, потерянные в 1967-м. Потом, в 1993 году, было мирное соглашение в Осло, спущен­ное сверху. Бюрократические чернила мира не приносят. Тот, кто хочет мира, делает так, чтобы народы торговали друг с другом, как они поступали тысячи лет. В конце концов они вынуждены будут что-то придумать.

Обычно мы склонны к сотрудничеству — если на нашем пути не становится госаппарат. Я предполагаю, что если платить доброхотам из Госдепа за керамику, глиняные горшки и все то, что люди с низким тестостероном делают на выход­ных, мира на земле будет больше. Более того, эти люди привыкли видеть во всем геополити­ку: планета поляризована, есть два больших игрока, а не сбо­рище людей с разнообразными интересами. Чтобы досадить России, Госдеп должен длить войну в Сирии бесконечно; на деле он наказывает только сирийцев.

Мир, навязанный сверху, отличается от настоящего: посмотрите на Марокко, Египет и — в какой-то степени — Саудовскую Аравию: во всех этих странах при более-менее откровенно произраильских правительствах (с холодильниками, набитыми безалкогольными ферментированными напитками вроде йогуртов) местное население столь же откровенно ненавидит евреев. Сравните ситуацию с Ира­ном, население которого — точно прозападное и толерант­но к евреям. Однако люди без шкуры на кону, слишком много читавшие о Вестфальском мире (и недостаточно — о сложных системах), все еще настаивают на том, что отношения между народами равны отношениям между правительствами.

МАРС ПРОТИВ САТУРНА

Норматив

Если вы вообще ничего не понимаете в проблеме (как ва­шингтонские мудрецы) и не ставите шкуру на кон, все видит­ся сквозь призму геополитики. Для невежественных мудре­цов формулы просты: Иран против Саудовской Аравии, США против России, Марс против Сатурна.

Помню, во время Ливанской войны я заметил, что мест­ный конфликт превратился в проблему «Израиль против Ира­на». В «Черном лебеде» я писал о военных журналистах, кото­рые приезжали в Ливан, получив всю информацию от других военных журналистов, которые приезжали в Ливан; немуд­рено, что они жили в параллельном мире, даже не видя настоящих проблем — отсутствие шкуры на кону искажает информацию чудеснейшим образом. Но для нас, жителей Ливана, цель была сделать так, чтобы война кончилась, чтобы мы жили нормальной жизнью и не приносили себя в жертву геополитике. Живых людей интересуют точки соприкоснове­ния и мир, а не конфликты и войны.

Давайте теперь посмотрим на историю, как она есть, в про­тивовес тому, какой ее видят «интеллектуалы» и институции.

КУДА ДЕЛИСЬ ЛЬВЫ?

Сочиняя «Антихрупкость», я провел какое-то время в за­поведнике в Южной Африке: до обеда ездил на своего рода сафари, после обеда прилаживал главы книги друг к другу. Я поехал в заповедник, чтобы «посмотреть на львов». За неделю я увидел одного льва, и это было такое крупное событие, что возникла пробка — туристы съезжались из всех соседних гостиниц-кемпингов. Люди кричали «куру» (на языке зулу) так, будто нашли золото. Между тем, совершая ежедневно две неудачные поездки в поисках львов, я видел жирафов, слонов, зебр, кабанов, чернопятых антилоп, еще антилоп, снова антилоп. Все остальные, как и я, искали «куру», а на­ходили мирных животных; парень из ЮАР, машину которо­го мы встретили посреди саванны после обычного зрелища скучных (и скучающих) зверей, указал пальцем на холм и пошутил: «Слушайте, мы видели двух жирафов и трех анти­лоп— вон там!»

Эльба

Оказалось, что я совершил ту же самую ошибку, о которой предупреждаю в этой книге, — спутал сенсацию и эмпирику: по сравнению с условно сотрудничающими животными, хищ­ников — очень и очень мало. Наш лагерь в заповеднике рас­полагался вблизи водопоя, после обеда туда сходились сотни животных разных видов, очевидным образом ладившие друг с другом. Однако из тысячи увиденных мною зверей в памя­ти остался лишь образ царственно спокойного льва. В разре­зе риск-менеджмента, может, и имеет смысл переоценивать роль льва — но интерпретировать схожим образом мировые события нельзя.

Если есть на свете «закон джунглей», по большей части это сотрудничество, плюс несколько когнитивных искажений, обусловленных нашей риск-менеджерской интуицией, кото­рая в других обстоятельствах сбоев не дает. Даже хищники в итоге заключают с жертвами своего рода соглашение.

ИСТОРИЯ, КАКОЙ ОНА ВИДИТСЯ ИЗ РЕАНИМАЦИИ

История — все-таки мирное время с периодами войны, а не война с периодами мира. Проблема в том, что мы, люди, склонны к эвристике доступности и принимаем выдающееся за статистическое. Нам кажется, что событие, которое бросается в глаза и вызывает яркие эмоции, происходит чаще, чем на деле. Все это помогает нам вести себя благоразумно и осторожно в повседневной жизни, добавляя еще один уро­вень защиты, — но наука от данного эффекта, к сожалению, страдает.

Читая историю международных отношений, вы можете поверить в иллюзию, будто история — это главным образом войны, что государства прежде всего обожают воевать и вою­ют при любой возможности и что как-то координировать дей­ствия двух стран может только «стратегический» альянс про­тив общего врага. Или же объединение под спущенной сверху бюрократической структурой. То, что европейские государства сегодня не воюют, считается заслугой правления словоохотли­вых бюрократов, свободных от «токсичной мужественности» (свежее патологическое наукообразие в университетах), — а не заслугой американской и советской оккупации.

Нас слишком часто кормят историями войн и куда реже — историями мира. Я как трейдер приучен искать ответ на пер­ вый вопрос, о котором люди забывают: кто пишет эти книги? Ну как: историки, специалисты по международным отноше­ниям, политологи. Можно ли одурачить таких людей? Будем вежливы и скажем, что они в основном — не физики-ядер­щики; эти люди — жертвы структурной предвзятости. Можно сказать, что, несмотря на почти полное отсутствие в историче­ских книгах пустословия и самоанализа, эмпирически строгий подход в истории международных отношений — птица редкая.

Во-первых, существует проблема излишнего внимания к положительным результатам: данные о прошлом слишком часто анализируют методом via positiva и недостаточно ча­сто — via negativa. Даже в эмпирических науках положительные результаты («это работает») чаще удостаиваются вни­мания, нежели отрицательные («это не работает»); стоит ли удивляться историкам и специалистам по международным отношениям, которые попадают ровно в ту же ловушку?

Во-вторых, эти самые ученые, не физики-ядерщики, не по­нимают ключевого математического принципа: они путают яркость с частотой. В течение пяти столетий, предшествовавших объединению Италии, на ее территории предположительно велось «множество войн». Следовательно, настаивают многие ученые, объединение «принесло мир». Однако в Пер­вую мировую войну, в «период стабильности», погибло более 600 тысяч итальянцев — эта цифра почти на порядок выше всех потерь, вместе взятых, за предыдущие 500 лет. Многие «конфликты», возникавшие между странами и городами, раз­решались профессиональными солдатами, часто наемными, и население по большей части об этих войнах не знало. Мой опыт говорит, что, ознакомившись с этими фактами, люди неизменно возражают: «Но все равно войн и нестабильности было больше». Это аргумент бизнеса Роберта Рубина: сделки, убыточные изредка, более стабильны, даже если в итоге они рушат всю конструкцию [На эту элементарную, но очень часто совершаемую ошибку — путать ча­стоту с ожиданием (или средней величиной) — я обратил внимание в «Одура­ченных случайностью». Нетрейдерам сложно понять, что, если банк J. Р. Morgan зарабатывал деньги 251 день из 252 дней, это не обязательно хорошо — и часто может быть сигналом опасности.]


В-третьих, есть проблема репрезентативности: в какой мере описанное соотносится с эмпирическим. Обращающих­ся к нам историков и спецов по международным отношениям рассказы о конфликтах мотивируют куда больше, чем есте­ ственное общественное сотрудничество множества различ­ных игроков, не имеющих отношения к институциям: торговцев, брадобреев, врачей, менял, сантехников, проституток и так далее. Мир и коммерция историкам по-своему интерес­ны, но не слишком, — и, хотя французская школа «Анналов» [Школа «Анналов» — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Возникло вокруг журнала «Анналы». — Прим, перев.] постулировала, что история есть вся жизнь организма, а не только кошмарные эпизоды войны, поменять образ мышления смежных дисциплин (международные отношения) в значительной степени этой школе не удалось. Даже мне, хотя я все понимаю и сочиняю сейчас эту главу, описа­ния реальной жизни кажутся скучными.

В-четвертых, как мы уже говорили, предпринятое капи­таном Марком Уэйзенборном, Паскуалем Кирилло и мной исследование показывает, что рассказы о прошлом пере­гружены завышенными оценками. Кошмар выпячивается и с каждым новым пересказом становится все кошмарнее.

Журналистика печется о «событиях», а не об отсутствии событий; многие историки и эксперты-политологи превоз­ носят журналистов за высокие стандарты проверки фактов; эти журналисты позволяют себе чуток сухости, чтобы их принимали всерьез. Однако быть суховатым — еще не зна­чит быть ученым, и «проверка фактов» — еще не эмпирический подход: эксперты упускают из виду отсутствие ин­формации и факты, о которых мы мало что знаем. Русская школа теории вероятностей учит нас, что думать следует в терминах односторонних неравенств: необходимо учиты­вать и то, о чем данных нет, — отсутствие Черных лебедей в описаниях не означает, что Черных лебедей не было. Опи­сания недостаточны, и эту асимметрию нельзя не отразить в анализе произошедшего. Нашим локомотивом должны стать немые свидетельства. У того, кто читает исторический труд, но не видит контекста событий, возникает такое же искажение восприятия, как и у человека, который читает о жизни Нью-Йорка, увиденной из реанимации больницы Бельвю.

Никогда не забывайте о том, что историки и политологи­ческие псевдоэксперты — это отборная кучка людей, черпающих знания из книг, а не из реальности и бизнеса. Это касает­ся и чиновников Госдепа — их набирают не из авантюристов и людей действия, а из учеников тех самых ученых. Давайте без обиняков: потратить кусок жизни на чтение архивов биб­лиотеки Йельского университета — не то занятие, которомус радостью предастся человек без школярского темперамен­та, вынужденный постоянно выживать, например сборщик долгов, работающий на мафию, или биржевой маклер, тор­гующий товарами с волатильными ценами. (Если вы этого не понимаете, вы карьерный ученый.)

Возьмем стандартное описание арабов в Испании, турок в пределах Византийской империи или арабов и византий­цев. С геополитической точки зрения, все это — ситуации, чреватые войной. Да, все эти люди сражались, но не так, как вам кажется. В соответствующие периоды истории активнее всех были торговцы. Я на своем примере знаю, как живут греческие православные византийского обряда при исламе (впрочем, на безопасном расстоянии от мусульман-суннитов), и своими глазами наблюдал подобное сотрудничество. Когда мы говорим об экономическом сотрудничестве народов, не стоит делать скидку на богословские рассуждения, — до открытия Америки коммерческим центром тяжести был Восток. Выражение «Лучше тюрбан на турке, чем тиара на папе римском!» принадлежит великому дуке Луке Нотарасу, который вел переговоры о мире и дружбе с османами, и повторялось в разные исторические периоды. Его припи­сывают св. Марку Эфесскому; балканские крестьяне часто выкрикивали этот слоган, чтобы обосновать свое право вы­ступать вместе с турками против католических господ.

Как читатель уже понял, я сам жил в Ливане, когда там бу­шевала ужасная гражданская война. Если не считать территории в окрестностях Зеленой линии [Зеленая линия — демаркационная линия, разделявшая Бейрут на христианский и мусульманский сектор. — Прим, перев.], эта война была мало похожа на войну. Но те, кто читал о ней в исторических кни­гах, не поймут, о чем я.

Какие книги читать?

Проблему via negativa это не решит, но для начала — не стоит изучать историю Рима через Цезаря и Помпея, или баланс сил на Пе­лопоннесе, или дипломатические интриги в Вене; попробуйте вместо этого по­читать что-нибудь о повседневной жизни людей, а также о законах и обычаях.

Лет тридцать назад я случайно открыл для себя многотомник «История частной жизни», созданный под руководством Поля Вейна, Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. С тех пор первый том (Древний Рим) всегда лежит на таком расстоянии от постели, чтобы я мог до него дотянуться. Еще одна книга, представляющая тот же подход, — «Монтайю, окситанская деревня» Эммануэля Ле Руа Ладюри.

Что до нашего любимого, но беспокойного Средиземноморья, добудьте велико­лепный труд Фернана Броделя Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». Куда приятнее читать описание Венеции с точки зрения торговли, чем аб­страктную геополитическую чушь. После некоторых книг ощущаешь запах пря­ностей. После открытия работ Дюби, Броделя, Арьеса и прочих я не могу без раздражения читать обычные исторические книги — скажем, об Османской им­перии, которые фокусируются на султанах. Кажется, историки поголовно взяли на вооружение отвратительный стиль «описательный нон-фикшен» журнала The New Yorker.

Другие книги: «Куртизанки и рыбные котлеты» (Courtesans and Fishcakes) Джеймса Дэвидсона — из нее вы узнаете, почему греки ели хлеб левой рукой; или «Открытие Франции» Грэма Робба — кроме прочего, о том, что в 1914 г. французы почти не говорили по-французски. И много чего еще.

Добавить комментарий